КУШВИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
(МАДОУ №5)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 4 от « 05» июня 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом № / , / от «05» июня 2023г.
СОГЛАСОВАНО
Советом родителей МАДОУ №5
протокол № 3 от 05.06.2023г.
о взаимодействии с семьями воспитанников МАДОУ №5
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию детей (далее - Положение) разработано в соответствии
с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской
Федерации»; ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России №1155 от 17.10.2013г.; Федеральной образовательной программой дошкольного
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 №
1028; Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
- образовательным
программам
дошкольного образования»; Семейным Кодексом Российской Федерации; Уставом
МАДОУ №5 (далее - ДОО).
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОО,
утверждается
заведующим
ДОО,
рассматривается
на
заседании
педсовета,
согласовывается с Советом родителей ДОО.
1.3. Положение вводится в целях вовлечения родителей (законных представителей)
в единое пространство детского развития, организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество,
инициатором которого выступают педагоги ДОО.
1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия
педагогов и родителей (законных представителей), направления, цели, задачи, принципы,
механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного
подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников ДОО.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности взаимодействия с
семьями воспитанников, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
-обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО
и семьи;
-повышение воспитательного потенциала семьи.
2.2. Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
-информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а
также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
-просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
-способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
-построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями (законными представителями) воспитанников для решения
образовательных задач;
-вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
2.3.
Деятельность
педагогического
коллектива
ДОО
по
построению
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников
осуществляется по нескольким направлениям
Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных
представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов
проведенного анализа; согласование воспитательных задач.
Цросветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной
политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО
образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе ДОО; содержании и
методах образовательной работы с детьми.
Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми
образовательными потребностями в условиях семьи; особенностей поведения и
взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных
ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми;
способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и
другому.
3. Основные принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
3.1. Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)
придерживается следующих принципов:
-приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только
есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка;
-открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в
2
ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен
информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
-взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу
необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный
настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно
этично и разумно использовать полученную информацию, как со стороны педагогов, так и
со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
-индивидуально-дифференцированный
подход
к
каждой
семье:
при
взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности
родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к
педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей
(законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
-возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями
(законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития
детей.
4. Организация деятельности педагогического коллектива ДОО по построению
взаимодействия с семьями воспитанников
4.1. В рамках годового планирования разрабатывается план работы по организации
взаимодействия детского сада с семьями воспитанников на учебный год, который
утверждает Педагогический совет ДОО. Его содержание определяется задачами,
стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие
этапы работы:
-изучение семьи с целью выяснения ее возможностей и затруднений в воспитании
детей;
-составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
-анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОО и семьи:
-целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
-планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение
и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
-дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и
традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия организации взаимодействия
ДОО и семьи:
-сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со
всеми родителями (законными представителями) группы;
-взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников ДОО;
-обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
-учет условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания и развития детей;
3
-ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников ДОО с
родителями (законными представителями) воспитанников, доверие во взаимоотношениях
между педагогами и родителями;
-соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников ДОО.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
-диалог педагога и родителей (законных представителей);
-опрос, анкетирование, социологические срезы;
-«почтовый ящик»;
-педагогические беседы с родителями (законными представителями);
-дни (недели) открытых дверей;
-групповые родительские собрания;
-консультации (индивидуальные и групповые);
-конференции;
-тренинги и ролевые игры;
-семинары-практикумы;
-открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
-круглые столы;
-педагогические гостиные, родительские клубы;
-семейные проекты;
-информационные проспекты, памятки, стенды, ширмы, папки-передвижки для
родителей (законных представителей);
-журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей);
-педагогические библиотеки для родителей (законных представителей);
-сайты ДОО и педагогов, социальные группы в сети Интернет;
-медиарепортажи и интервью;
-|ютографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных
представителей) и детей;
-совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические
мероприятия;
-знакомство с семейными традициями и другое.
4.6. Организация методической работы с педагогами: семинары-практикумы,
консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний,
повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения
детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по использованию традиционных
и инновационных технологий взаимодействия с родителями).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействиеДОО и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в ДОО, формирование партнерского сообщества работников,
детей и их родителей (законных представителей).
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
-создание в ДОО атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
-соблюдение принципа единства воспитательных воздействий детского сада и
семьи.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива ДОО с общественными и социальными структурами:
общеобразовательной
школой,
музыкальной
школой,
библиотекой,
другими
дошкольными образовательными учреждениями и другими организациями и
предприятиями города.
4
6. Обязательства ДОО в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения
с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОО с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей)
воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему, специалистам
детского сада, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей
в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок,
использование родителями педагогической литературы, участие родителей в конкурсах,
праздниках, организуемых в ДОО.
7.4. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи в педагогической деятельности.
7.5. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании и развитии детей в ДОО.
7.6. Результаты анализ годового плана ДОО по показателям:
-планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
-учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников
при планировании содержания мероприятий;
-разнообразие планируемых форм работы;
- работа по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров
по вопросам взаимодействия с семьей;
-разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОО в
вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в
творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
-выявление, обобщение, распространение опыта работы педагогов с семьями
воспитанников;
-выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ДОО.
7.7. Результаты анализа планов работы педагогов с семьями воспитанников по
показателям:
-планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
-разнообразие планируемых форм работы с семьей.
5
7.8. Результаты анализа протоколов родительских собраний по показателям:
-разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
-отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения
со стороны родителей);
-учет
мнения
родителей
(законных
представителей)
воспитанниковпри
организации последующих мероприятий в ДОО.
8. Контроль
8.1. Контроль над организацией взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем ДОО посредством следующих
форм:
-проведение ежедневного текущего контроля;
-организация тематического контроля;
-проведение оперативного контроля;
-просмотр совместных мероприятий;
-проверка документации;
-анализ результатов анкетирования родительского сообщества.
8.2. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
-посещать
групповые
родительские
собрания
с
предварительным
информированием об этом воспитателя;
-изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
-привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и
т.д.) в детском саду.
9. Делопроизводство
9.1. Каждый педагогический работник ДОО имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
-планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников на
учебный год;
-протоколы групповых родительских собраний;
-конспекты мероприятий с родителями;
-отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета
о проделанной работе по взаимодействию с семьями воспитанников и перспективах
дальнейшей деятельности.
10. Заключительные положения
10.1. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
10.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения
идополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего
Положения.
10.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
6
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)