1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Настоящее
Положение
о
развивающей
предметнопространственной среде МАДОУ №5 разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013года № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 года №
08249;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 18
декабря 2020 г.);
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования
№1028 от 25 ноября 2022г.;
-Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам–
образовательным программам дошкольного образования №373 от 31 июня
2021г.
1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение
действует до принятия нового.
2. НАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОРГАНИЗАЦИИ РППС
2.1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (далее –
РППС) рассматривается как часть образовательной среды и фактор,
обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для
разнообразной,
разносторонне
развивающей,
содержательной
и
привлекательной для каждого ребенка деятельности, обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей
группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
2.2. РППС включает:
-организованное пространство: территория ДОО (прогулочные участки
для каждой группы, спортивная площадка, детская метеоплощадка),
групповые комнаты; музыкальный зал, совмещенный с физкультурным;
специализированные, технологические, административные помещения;
-материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и
средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей
2
дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной
творческой деятельности детей.
2.3. РППС представляет собой единое пространство, все компоненты
которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по
содержанию, масштабу, художественному решению.
Содержание РППС позволяет учитывать особенности, возможности и
интересы детей, коррекцию недостатков их развития.
2.4. РППС обеспечивает возможность реализации разных видов
индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной,
познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в
соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и
укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
РППС должна быть: содержательно-насыщенная, трансформируемая,
полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
Насыщенность
среды
должна
соответствовать
возрастным
возможностям воспитанников и содержанию образовательной программы
МАДОУ №5. Образовательное пространство ДОО (групповых помещений,
участка) должно быть оснащено средствами для организации
образовательной
деятельности
(в
том
числе
техническими),
соответствующими материалами, в том числе, игровым, оздоровительным
оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением;
- культуру создания образовательного пространства, доступного
воспитанникам группы (ценности, принципы, традиции, стилистические
решения и пр.) с учётом социокультурного контекста;
- возможность самовыражения воспитанников.
Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации (в
соответствии с комплексно – тематическим планированием), в том числе от
меняющихся интересов и возможностей воспитанников.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких
модулей, ширм и т.д.;
3
- наличие в ДОО (в группе) полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе,
природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в
детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОО (группе) различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность воспитанников.
Доступность среды предполагает:
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3. ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
4.1. Педагоги ДОО самостоятельно выбирают средства для
организации образовательного процесса, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой
Программы.
4.2. Педагоги несут ответственность за построение эффективной
развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с
требованиями основных нормативных документов, а также в соответствии с
возрастными особенностями контингента воспитанников.
4.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
4.1. РППС ДОО (группы, участка) должна быть безопасной,
здоровьесберегающей, эстетически привлекательной и развивающей.
4.2. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей возрастной
группы, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста
развивающий эффект.
4.3. РППС должна быть насыщенной, отвечающей потребностям
детского возраста.
4.4. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
4
4.5. В младших группах игровая среда (постройки, игрушки, материалы
и др.) должна обновляться постоянно, чтобы пробудить у детей
любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую
задачу.
4.6. В старших группах игровая среда должна содержать модули,
ширмы, чтобы давать ребенку возможность для перестраивания имеющегося
игрового пространства.
4.7. РППС должна обеспечивать доступ к объектам природного
характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным
и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде,
проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
4.8. РППС должна организовываться как культурное пространство,
которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного
искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного
быта и пр.).
4.9. Пространство группы следует организовывать в виде
разграниченных центров активности, оснащенных большим количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны
детям.
4.10. Оснащение центров активности должно меняться в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса.
4.11 РППС должна выступать как динамичное пространство,
подвижное и легко изменяемое.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РППС
5.1. В картах оценки РППС представлены конкретные индикаторы,
характеризующие качество развивающей предметно-пространственной
среды.
5.2. Параметры предметно – пространственной среды отслеживаются
на предмет соответствия возрастным возможностям детей и содержанию
образовательной программы ДОО.
Каждый параметр оценивается:
- соответствие параметра требованиям нормативных документов – 2
балла;
- частичное соответствие – 1 балл;
-несоответствие (или отсутствие) – 0 баллов.
Требования к
РППС
Насыщенность
среды
Индикаторы
Показатели
Наличие пространств
(центров),обеспечивающих
игровую, познавательную,
исследовательскую и
творческую активность
всех воспитанников,
экспериментирование с
-Наличие в группе не менее 8
пространств (игрового, сенсорного,
математического развития,
речевого развития,
экспериментирования (в том числе
с песком и водой);
художественного творчества,
Оценка
5
доступными детям
материалами (в том числе
с песком и водой)
Наличие пространств
(центров),
обеспечивающих
двигательную активность,
в том числе развитие
крупной и мелкой
моторики, участие в
подвижных играх и
соревнованиях (в
групповом помещении, на
участке)
книжного уголка, центра
конструирования, уголка
уединения в соответствии с
образовательной программой.
-Наличие в группе 4-6
пространств, частично
обеспечивающих игровую,
познавательную,
исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалами.
-Неполное соответствие РППС
образовательной программе.
-Отсутствие или минимальное
зонирование (2-3 пространства),
слабо обеспечивающих игровую,
познавательную,
исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалами.
-Наличие пространства
двигательной активности, развития
крупной моторики с
соответствующим игровым и
спортивным оборудованием.
-Наличие пространства
двигательной активности, развития
крупной моторики минимальным
набором спортивного и игрового
оборудования.
-Отсутствие пространства
двигательной активности, развития
крупной моторики с
соответствующим спортивным и
игровым оборудованием,
спортивными сооружениями
-Наличие пространства для
развития мелкой моторики.
-Минимальный набор материалов
на развитие мелкой моторики.
-Отсутствие материалов на
развитие мелкой моторики
-Педагоги планируют подвижные
игры, активную деятельность,
направленную на развитие
крупной и мелкой моторики.
-Дети 5-6 лет демонстрируют
умение организовать и провести
подвижные игры. Педагоги
планируются подвижные игры.
6
Обеспечение
возможности
самовыражения детей
Трансформируемость
пространства
Предметы РППС легкие и
безопасные, могут быть
перенесены, переставлены
самим
ребенком (столы, стулья,
мягкие и игровые модули,
коврики, ширмы, и т.п.)
Наличие возможности у
детей выделить
пространство для
индивидуальной или
парной, совместной игры,
другой деятельности
(мягкие и игровые модули,
коврики, ширмы,
и т.п.)
Наличие возможности
легкого
преобразования игровой,
продуктивной и прочей
деятельности,
Инициатором в проведении
являются педагоги.
-Игры не планируются, проводятся
нерегулярно. Инициатором в
проведении являются педагоги.
-Наличие материалов и предметов,
полностью подготовленных для
продуктивной деятельности, а
также места для размещения
детьми продуктов творческой
деятельности.
-Минимальное наличие
материалов, детям приходится
обращаться к педагогу.
-Отсутствие готовых материалов
для продуктивной деятельности.
-Наличие материалов и предметов
для организации театрализованной
деятельности, изготовления
атрибутов детьми. Наличие работ
детей (рисунки, модели, поделки),
атрибутов, изготовленных детьми.
-Минимальное наличие
материалов, детям приходится
обращаться к педагогу.
-Отсутствие готовых материалов
для театрализованной
деятельности
50-80% детского оборудования
(кроме стеллажей) могут быть
перенесены детьми.
-Отсутствие предметов, которые
бы дети могли легко переносить.
-Отсутствие деятельности по
трансформации среды.
-Наличие мягких и игровых
модулей, ковриков, ширм, крупных
конструкторов. Использование их
детьми для организации своих
пространств.
-Частичная доступность. Нечастая
организация детьми своих
пространств.
-Деятельность детей в общем
пространстве группы без
организации небольших
пространств по интересам.
-Наличие и доступность атрибутов
и материалов для разных видов
деятельности. Активное
использование их детьми.
-Частичная доступность.
7
самостоятельной
организации игры:
доступность атрибутов и
материалов для разных
видов деятельности.
Возможность детьми
Самостоятельно размещать
продукты своей
деятельности (доступные
места и
способы крепления).
Презентации работ детей,
как плоскостных
(изображений), так и
объемных (модели,
поделки, конструкции).
Состояние материалов и
атрибутов для легкой
трансформации среды
детьми (стеллажи,
контейнеры для
материалов и атрибутов,
наличие предметов для
продуктивной
деятельности).
Педагоги анализируют и
вносят изменения в среду
не реже 2- 3 раз в месяц в
соответствии с
комплексно-тематическим
планом и актуальным
состоянием детей и их
интересами.
Полифункциональность
материалов
Наличие в группе
полифункциональных
(не обладающих жестко
закрепленным способом
употребления)
предметов, в том числе
природных материалов,
пригодных для
использования в разных
видах детской
активности (в том числе в
качестве предметовзаместителей в детской
-Нет.
-Работы оформлены и размещены
детьми самостоятельно.
-Работы оформлены и размещены
педагогом.
-Детские работы не
транслируются.
-Организовано минимум два места
для размещения детьми работ.
-Организовано одно место.
-Таких мест нет, либо это выставка
работ детей для родителей.
-Обращаются к педагогам за
материалами и атрибутами.
-Есть обращения детей, педагоги
достают предметы и атрибуты с
закрытых либо малодоступных
полок.
-Отсутствие доступных атрибутов,
материалов.
-Есть план работы педагогов, в
котором осуществляется
планирование изменений среды.
План опирается на наблюдения за
детьми и комплекснотематическое планирование.
-Работа по изменению среды
проводится, но без продуманного
планирования и не фиксируется
или фиксируется частично в
документации педагогов.
-Работа по изменению среды
фрагментарна, практически
отсутствует.
-Наличие детской мебели, мягких
модулей, ширм, подушек,
ковриков, крупных конструкторов.
-Незначительное количество.
-Отсутствие мягких модулей,
ширм, подушек, ковриков и т.п.
8
игре)
Возможность
разнообразного
использования различных
составляющих
предметной среды,
например, детской
мебели, мягких
модулей, ширм и т.д.
Наличие разнообразных
материалов, игр, игрушек
и оборудования,
обеспечивающих
свободный выбор детей.
Вариативность
среды
Периодическая
сменяемость игрового
материала, появление
новых предметов,
стимулирующих
игровую, двигательную,
познавательную и
исследовательскую
активность детей.
Доступность
среды
Доступность для
воспитанников, в том
числе детей с ОВЗ всех
помещений, где
осуществляется
образовательная
деятельность.
-Выделено время в режиме дня для
свободной игры и другой
деятельности детей с
использованием
полифункциональных материалов
(от 25 до 40-45мин и больше).
Разнообразное использование их
детьми.
-В режиме дня выделено
недостаточно времени(15-20мин)
для свободной игры и другой
деятельности детей с
использованием
полифункциональных материалов.
-В режиме дня не выделено время
для свободной игры и другой
деятельности детей с
использованием
полифункциональных материалов.
-Наличие материалов, игр,
игрушек и оборудования в
соответствии с ОП на уровне 8090%.
-Наличие материалов игр, игрушек
и оборудования в соответствии с
ОП на уровне 50- 79%.
-Наличие материалов, игр,
игрушек и оборудования в
соответствии с ОП на уровне 3049%.
-Есть план работы педагогов, в
котором осуществляется
планирование изменений среды.
План опирается на наблюдения
за детьми и комплекснотематическое планирование.
-Работа по изменению среды
проводится, но без продуманного
планирования и не фиксируется
или фиксируется частично в
документации педагогов.
-Работа по изменению среды
фрагментарна, практически
отсутствует.
-Доступность для воспитанников, в
том числе детей с ОВЗ, всех
помещений, где осуществляется
образовательная деятельность.
-Частичная доступность для
воспитанников, в том числе детей с
ОВЗ, всех помещений, где
9
Безопасность
предметно пространствен
ной
среды
осуществляется образовательная
деятельность.
-Недоступность для
воспитанников, в том числе детей с
ОВЗ, большинства помещений, где
осуществляется образовательная
деятельность.
Свободный доступ детей, в -Свободный доступ детей, в том
том числе
числе детей с ОВЗ, к всем играм,
детей с ОВЗ, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям,
игрушкам, материалам,
обеспечивающим все основные
пособиям,
виды детской активности.
обеспечивающим все
-Частичный свободный доступ
основные виды детской
детей, в том числе детей с ОВЗ, к
активности.
играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской
активности; имеются закрытые для
детей шкафы, полки с детскими
материалами выше уровня
доступности (если это не
пространства хранения материалов
для изменения среды). Ограниченный доступ детей, в том
числе детей с ОВЗ, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные
виды детской активности; более
половины игрового материала
находятся в зоне доступа.
Исправность и
-Материалы, игрушки,
сохранность материалов и оборудование находится в
оборудования
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
на 86-100%.
-Материалы, игрушки,
оборудование находится в
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
на 60-85% .
-Материалы, игрушки,
оборудование находится в
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
менее чем на60%
Соответствие всех ее
-Соответствие всех элементов
элементов требованиям по РППС требованиям СанПиН,
обеспечению надежности и пожарной безопасности,
безопасности их
инструкциям по безопасности в
использования
ДОО; наличие относительно
опасных предметов, если того
требует образовательная
10
программа (ножницы и т.п.) при
условии соблюдения мер
безопасного их использования,
наличия описаний работы с такими
материалами.
-Частичное соответствие всех
элементов РППС требованиям
СанПиН, пожарной безопасности,
инструкциям по безопасности в
ДОО.
-Полное несоответствие
требованиям СанПиН и пожарной
безопасности и др.
ИТОГО:
Максимальное число балов, которое может быть набрано по
результатам самооценки развивающей предметно-пространственной среды –
42 балла.
Итоговая таблица самооценки РППС в группах
Требования к РППС
Соответствует
(2 балла)
Соответствует
частично
(1балл)
Не
соответствует
или
отсутствует
(0 баллов)
Итого
Средний
балл
Содержательно
насыщенная
Трансформируемая
Полифункциональная
Вариативная
Доступная
Безопасная
ИТОГО
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на заседании Педагогического совета и утверждается приказом
заведующего ДОО.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Изменения и дополнения, внесенные в настоящее положение, если
иное не установлено, вступают в силу в порядке, предусмотренном для
положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции, предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.
11