Положение о порядке проведения самообследования

КУШВИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
(МАДОУ №5)

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 4 от « 05» июня 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
19 от «05» июня 2023г.
МАДОУ № 5
Г.В.Андреева

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения самообследования
в МАДОУ №5

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, планирования,
организации и проведения самообследования в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении детский сад №5 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей (далее - ДОО),
определяет ответственность и прядок обобщения результатов самообследования.
1.2.
Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными
документами:
-Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Порядок
проведения
самообследования
образовательной
организацией,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 462 от 14 июня 2013г.
с изменениями на 14 декабря 2017г.;
-Постановление Правительства Российской Федерации №662 от 5 августа 2013г.
«Об осуществлении мониторинга системы образования»;
-Устав дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности ДОО, а также подготовка отчета о результатах
самообследования.
1.4. В порядке, установленном настоящим Положением, определяются и
устанавливаются сроки и форма проведения самообследования, а также состав лиц,
привлекаемых для его проведения в ДОО.
1.5. Процедура самообследования в ДОО включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовку работ по самообследованию организации;
-организацию и проведение самообследования в организации;
-обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
-рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого
относится решение данного вопроса.
1.6. Самообследование проводится ДОО ежегодно.
2. Планирование и подготовка работ по самообследованию
2.1. Для проведения самообследования создается рабочая группа, в которую могут
входить представители от администрации детского сада, опытные педагоги, при
необходимости представители иных органов и организаций (председатель первичной
профсоюзной организации). Руководителем рабочей группы является заведующий
дошкольным образовательным учреждением.
2.2. Заведующий ДОО издает приказ о порядке, сроках проведения
самообследования и составе рабочей группы по проведению самообследования.
2.3. При подготовке к проведению самообследования руководитель рабочей
группы проводит организационное подготовительное совещание с членами рабочей
группы, на котором:
-рассматривается и утверждается график проведения самообследования;
-за каждым членом рабочей группы закрепляются направления работы
организации, подлежащие изучению в процессе самообследования;
-уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
-руководителем рабочей группы или уполномоченным им лицом представляется
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования;
-определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на
заседании рабочей группы результатов самоообследования.
2.4. Руководитель рабочей группы на организационном подготовительном
совещании определяет:
-порядок взаимодействия между членами рабочей группы и сотрудниками
организации в ходе самообследования;
2

-ответственное лицо из числа членов рабочей группы, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному
решению вопросов, которые будут возникать при проведении самообследования;
-ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования в виде
отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения,
подлежащего
самообследованию.
2.5.
В процессе самообследования проводится оценка образовательной
деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки
обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества
кадрового,
учебно-методического,
библиотечно-информационного обеспечения,
материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества
образования, анализ
показателей
деятельности
организации,
подлежащей
самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­
правовому регулированию в сфере образования.
3. Организация и проведение самообследования
3.1. Организация самообследования в ДОО осуществляется в соответствии с
графиком его проведения, принимаемом решением рабочей группы.
3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и
оценка включённых в график самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки образовательной деятельности:
3.3.1. Даётся общая характеристика ДОО:
-полное и сокращенное наименование ДОО, адрес, дата создания, режим и график
работы ДОО;
-мощность дошкольного образовательного учреждения: плановая/фактическая;
-комплектование групп: количество групп, в них воспитанников;
3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
-лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков
действия и контрольных нормативов);
-Устав дошкольного образовательного учреждения;
-локальные акты, определённые Уставом дошкольного образовательного
учреждения (соответствие перечня и содержания Уставу ДОО и законодательству
Российской Федерации, полнота, целесообразность);
-информация об Учредителе.
3.3.3. Представляется информация о документации ДОО:
-наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно­
правовых актов, регламентирующих работу ДОО;
-договоры дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными
представителями);
-Программа развития ДОО;
-образовательные программы;
-годовой план работы ДОО;
-рабочие программы педагогических работников ДОО (их соответствие
образовательной программе);
-акты готовности детского сада к новому учебному году;
-другая документация.
3.4. Оценка системы управления ДОО.
3.4.1. Дается характеристика и оценка следующих вопросов:
-характеристика сложившейся в дошкольном образовательном учреждении
системы управления;
-органы управления, которыми представлена управленческая система ДОО;
3

-режим управления ДОУ (в режиме функционирования, в режиме развития,
опережающее управление, проектное управление и т. п.);
-содержание протоколов органов самоуправления, совещаний при заведующем;
-состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной
программы, рабочих программ педагогов, рекомендации и их реализация;
-приоритеты развития системы управления дошкольного образовательного
учреждения;
-полнота и качество приказов заведующего дошкольным образовательным
учреждением по основной деятельности, по личному составу;
-порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав
и интересов участников образовательных отношений (наличие, частота обновления,
принятие новых).
3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в ДОО
системы управления, а именно:
-как организована система контроля со стороны руководства дошкольного
образовательного учреждения и насколько она эффективна;
-является ли система контроля понятной всем участникам образовательных
отношений;
-как организована система взаимодействия с организациями-партнерами (наличие
договоров о сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.) для обеспечения
образовательной деятельности;
-какие инновационные методы и технологии управления применяются в
дошкольном образовательном учреждении;
-использование современных информационно-коммуникативных технологий в
управлении дошкольным образовательным учреждением;
-оценивается эффективность влияния системы управления детским садом на
повышение качества образования.
3.4.3. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и ДОО:
-организация
информирования
родителей
(законных
представителей)
воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и
ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;
-наличие, качество и реализация планов работы и протоколов педагогического
совета, наблюдательного совета, родительского совета; общих и групповых родительских
собраний, родительского всеобуча (лектории, беседы и др. формы);
-обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
-содержание и организация работы официального сайта ДОО, страницы в
социальной сети ВКонтакте.
3.4.4. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот:
-наличие нормативной базы;
-количество льготников (из регионального/муниципального бюджетов);
-соблюдение законодательных норм.
3.5. Оценка содержания и качества подготовки воспитанников.
3.5.1. Анализируются и оцениваются:
-программа развития дошкольного образовательного учреждения;
-образовательные программы: характеристика, структура образовательных
программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и
приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса;
-прогнозируемый педагогический результат;
-анализ реализации образовательных программ;
-рабочие программы: даётся оценка полноты реализации рабочих программ, их
соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (ФГОС ДО) и федеральной образовательной программе дошкольного
образования (ФОП ДО);
4

-механизмы определения списка пособий, материалов в соответствии с
утвержденными федеральными перечнями.
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
-анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей
(социальный паспорт дошкольного образовательного учреждения);
-даётся характеристика системы воспитательной работы дошкольного
образовательного учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не
формальным набором мероприятий; какие из направлений воспитательной работы
реализуются в ДОО; наличие специфичных именно для данного дошкольного
образовательного учреждения форм воспитательной работы);
-мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного
процесса, проводимые ДОО совместно с учреждениями культуры;
-создание развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
наличие центров активности;
-обеспеченность игрушками, дидактическим материалом;
-соответствие требованиям СанПиН музыкального зала, совмещенного с
физкультурным, спортивной площадки, групповых участков, огорода, цветника, зелёных
насаждений; состояние групповых площадок, веранд, теневых навесов и игрового
оборудования;
-результативность системы воспитательной работы.
3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том
числе:
-программы дополнительного образования;
-наличие необходимых условий, материально-технического, программно­
методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного
образования;
-направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
-охват воспитанников дополнительным образованием;
-анализ эффективности реализации программ дополнительного образования.
3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных
отношений о деятельности ДОО, в том числе:
-изучение мнения участников образовательных отношений о дошкольном
образовательном учреждении, указать источник знаний о них;
-анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей
(законных представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц;
-анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование,
другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений,
периодичность использования таких методов;
-применение для получения обратной связи на сайте ДОО, анализ полученных
таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития воспитанников,
условиях обучения и т.д.;
-меры, которые были предприняты по результатам опросов участников
образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер.
3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в
том числе:
-число воспитанников ДОО, для которых учебный план является слишком
сложным полностью или частично (необходимо указать, с чем конкретно не справляются
дети);
-указываются формы и результаты проведения педагогической диагностики;
-достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования;
-наличие выбывших воспитанников без продолжения общего образования;
-наличие воспитанников, оставленных на повторное обучение.
5

3.6. При
проведении
оценки
организации
образовательного
процесса
анализируются и оцениваются:
-учебный план ДОУ, его структура, характеристика, механизмы составления
учебного плана, выполнение;
-анализ нагрузки воспитанников;
-годовой календарный учебный график ДОО;
-расписание занятий;
-анализ причин движения контингента воспитанников;
-анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные
потребности;
-соблюдение принципа преемственности обучения (необходимо обратить
внимание, не превышает ли численность воспитанников лицензионный норматив),
сведения о наполняемости групп;
-организация обучения по программам специального (коррекционного) обучения
(при наличии);
-деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию
познавательной активности и интересов воспитанников;
-создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт
возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников ДОО.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
-укомплектованность дошкольного образовательного учреждения кадрами;
-профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников,
имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования;
количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией,
не имеющих квалификационной категории; имеющих соответствие занимающей
должности; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55
лет);
-количество педагогических работников ДОО, обучающихся в ВУЗах, имеющих
учёную степень или звание, государственные и отраслевые награды;
-доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
-система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических
работников и ее результативность, своевременность прохождения педагогами повышения
квалификации;
-творческие достижения педагогических работников ДОО;
-формы повышения профессионального мастерства;
-потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и
количества планируемого увеличения штатов);
-порядок
установления
заработной
платы
работников
дошкольного
образовательного учреждения, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и
размеров их премирования, стимулирующих выплат; заработная плата педагогов с учётом
стимулирующей части оплаты труда;
-состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные
документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения
анализируется и оценивается:
-система методической работы ДОО (даётся её характеристика);
-оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим
перед ДОО, в том числе в образовательной программе;
-вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством
ДОО, педагогическим советом;
-формы организации методической работы;
-содержание экспериментальной и инновационной деятельности, документация,
связанная с этим направлением работы;
6

-влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников ДОО;
-работа по обобщению и распространению передового опыта;
-наличие в ДОО публикаций методического характера, материалов с обобщением
опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
-оценка состояния в ДОО документации, регламентирующей методическую работу,
и качества методической работы, пути ее совершенствования;
-использование и совершенствование образовательных технологий, в т.ч.
дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по
внедрению новых технологий и методик в образовательный процесс).
3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения
анализируется и оценивается:
-обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
-наличие в ДОО библиотеки (нормативные документы, регламентирующие её
деятельность);
-объем фонда учебно-методической, художественной литературы в библиотеке,
пополнение и обновление фонда;
-обеспечена ли ДОО современной информационной базой (локальная сеть, выход в
Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека и т.д.);
-рациональность использования книжного фонда;
-востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
-наличие сайта ДОО (соответствие установленным требованиям, порядок работы с
сайтом), количественные характеристики посещаемости, обратная связь;
-обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ДОО для
заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте ДОО, на странице в
социальных сетях, информационные стенды, выставки, презентации и т. д.).
3.10. Оценка качества материально-технической базы ДОО.
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
-уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
-соответствие лицензионному нормативу по площади на одного воспитанника;
-площади, используемые для воспитательно-образовательного процесса (даётся их
характеристика);
-сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
-сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
-сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой;
-данные о проведении ремонтных работ в ДОО (сколько запланировано и освоено
бюджетных (внебюджетных) средств);
-меры по обеспечению развития материально-технической базы;
-мероприятия по улучшению условий труда и быта педагогических работников.
3.10.2. Соблюдение в ДОО мер противопожарной и антитеррористической
безопасности, в том числе:
-наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения,
тревожной кнопки, камер наблюдения, договоров на обслуживание с соответствующими
организациями;
-акты о состоянии пожарной безопасности;
-проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории ДОО, в том числе:
-состояние ограждения и освещение територии;
-наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к
ДОО;
-оборудование хозяйственной площадки, состояние площадки и контейнеров для
мусора.
7

3.11. При оценке качества медицинского обеспечения ДОО, системы охраны
здоровья воспитанников анализируется и оценивается:
-медицинское обслуживание, условия для лечебно-оздоровительной работы
(наличие лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным лечебно­
профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания воспитанников и
сотрудников);
-регулярность прохождения сотрудниками ДОО медицинских осмотров;
-анализ заболеваемости воспитанников;
-сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
-выполнение предписаний надзорных органов;
-соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим
проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.);
-защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения
и укрепления здоровья детей (какими нормативными и методическими документами
руководствуется ДОО в работе по данному направлению);
-сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм и
представленных в нём занятий, обеспечивающих смену характера деятельности
воспитанников;
-соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования;
-использование
здоровьесберегающих
технологий,
отслеживание
их
эффективности (показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья);
-система работы по воспитанию здорового образа жизни;
-динамика распределения воспитанников по группам здоровья;
-понимание и соблюдение воспитанниками ДОО здорового образа жизни (наличие
мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у детей навыков здорового
образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию);
-объекты физической культуры (крытые, открытые и их площадь), их
использование в соответствии с расписанием;
-состояние службы психолого-педагогического сопровождения в ДОО.
3.12. При оценке качества организации питания в ДОО анализируется и
оценивается:
-наличие собственного пищеблока;
-работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
-договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием
воспитанников и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных документов);
-качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение белков,
жиров, углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента продуктов;
витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб; объём
порций; использование йодированной соли; соблюдение питьевого режима;
-наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие
графика получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и
готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; список воспитанников,
имеющих пищевую аллергию;
-создание условий соблюдения охраны труда на пищеблоке;
-выполнение предписаний надзорных органов.
3.13. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования:
3.13.1.Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в
соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства Российской
Федерации № 662 от 5 августа 201 Зг «Об осуществлении мониторинга системы
образования».
3.13.2. Анализируется и оценивается:
-наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы
оценки качества образования ДОО;
8

-информированность
участников
образовательных
отношений
о
функционировании внутренней системы оценки качества образования в ДОО;
-проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
-проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
3.14.
Анализ показателей деятельности дошкольного образовательного
учреждения, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Данный анализ
выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Обобщение полученных результатов и формирование отчета
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждённым графиком самообследования, членами рабочей группы передается лицу,
ответственному за свод и оформление результатов самообследования дошкольного
образовательного учреждения, не позднее, чем за три дня до предварительного
рассмотрения рабочей группой результатов самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования
дошкольной образовательной организации, обобщает полученные данные и оформляет их
в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности ДОО, подлежащего самообследованию.
4.3. Руководитель рабочей группы проводит заседание рабочей группы, на котором
происходит предварительное рассмотрение данного отчёта: уточняются отдельные
вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации,
обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов рабочей группы предложений, рекомендаций
и замечаний по отчёту руководитель рабочей группы назначает срок для окончательного
рассмотрения данного отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая
форма отчёта направляется на рассмотрение органа управления дошкольной
образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного
вопроса.
5. Ответственность
5.1. Члены рабочей группы, педагогические работники ДОО несут ответственность
за выполнение данного Положения в соответствии с требованиями действующего
законодательства Российской Федерации.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению
является заведующий дошкольным образовательным учреждением.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
на педагогическом совете, утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего ДОО.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1, настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».