1
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела, подраздела
Страница
Основные характеристики общеразвивающей программы
3
Пояснительная
3
п/п
1.
1.1.
записка
(направленность
общеразвивающей программы, актуальность, адресат,
режим занятий, объем, срок освоения, форма обучения,
перечень видов занятий, перечень форм подведения
итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы)
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание
общеразвивающей
(тематический)
план,
7
программы
содержание
(учебный
8
учебного
(тематического) плана
1.4.
2.
2.1.
Планируемые результаты
11
Организационно-педагогические условия
11
Условия
техническое
реализации
программы
обеспечение,
кадровое
(материально-
11
обеспечение,
методические материалы)
2.2.
3.
Формы контроля и оценочные материалы
17
Список литературы
19
2
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основания для проектирования и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
30.09.2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018г. № 196».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Письмо Минобрнауки
России
от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Приказ Государственного автономного нетипового образовательного
учреждения Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.02.2021г.№136д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году».
3
Лицензия Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 27.10.2011г. № 15025 на право осуществления
образовательной деятельности МАДОУ №5.
Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 5 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей.
Направленность общеразвивающей программы – художественная.
Актуальность общеразвивающей программы
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром является на
сегодняшний день актуальным
вопросом
и одним
из направлений
федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому
развитию
и
национальным
проектам,
протокол
от
24.12.2018г. № 16).
Одной
из
задач
национального
проекта
является
«воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных
ценностей
народов
Российской
федерации,
исторических и национально-культурных традиций». Значимость развития
музыкальных способностей детей обусловлена тем, что музыкальное
развитие имеет эффективное воздействие на общее развитие личности.
Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в
окружающем мире, но и в самом себе. Музыка развивает духовные силы
ребенка, его творческую активность, способна пробудить энергию мышления
даже у самых инертных детей.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Его
воспитательное воздействие велико благодаря единству музыки и слова в
песне.
4
Программа направлена на развитие у детей вокальных данных,
творческих способностей, исполнительского мастерства.
Реализация программы даѐт возможность каждому ребенку увидеть
свои силы и возможности, проявить себя в разных видах
певческой
деятельности:
-пение с сопровождением и без него;
-пение
с
собственным
сопровождением
на
детских
музыкальных
инструментах;
-сочинение мелодий к заданным текстам.
Адресат общеразвивающей программы. Дети в возрасте 5-7 лет.
Число детей, одновременно находящихся в группе составляет от 10 до 15
человек. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей и
результатов диагностики уровня развития их певческих навыков.
Возрастные особенности детей 5-7 лет
В возрасте 5-7 лет у детей интенсивно развивается и становится
целенаправленным музыкальное восприятие. Дети могут самостоятельно
определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении,
направление движения мелодии, понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности. Укрепляется, становится более
устойчивой вокально-слуховая координация.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр
голоса, отрицательно влияет на выразительность исполнения. Надо учить
детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом
случае у них развиваются правильные вокальные данные, в голосе появится
напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей
5-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким, это
позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными
5
музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети 5-7
лет могут правильно интонировать мелодию.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и
пение товарищей.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два
взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановка
певческого голоса) и организацию певческой деятельности в разных видах
коллективного исполнительства: песни хором в унисон, хоровыми группами
(дуэт, трио, ансамбли и т.д.), тембровыми подгруппами, при включении в хор
солистов, пение под фонограмму. Песни, пляски, игры исполняются
самостоятельно, выразительно и творчески. В старшем дошкольном возрасте
проявляются индивидуальные музыкальные интересы и способности.
При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокальнопевческую постановку корпуса.
С целью охраны детского голоса необходимо:
-учитывать певческий диапазон ребенка при подборе певческого репертуара
и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для
конкретного ребенка;
-осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в
процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона
заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в
дошкольном возрасте;
-беречь голос ребенка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не
просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.).
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй
половине дня. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут.
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы – 36 часов.
6
Срок освоения общеразвивающей программы. Количество недель –
36, количество месяцев – 9, количество лет – 1 год.
Форма обучения - фронтальная, групповая.
Перечень видов занятий. На занятиях используется интеграция
разных видов музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение,
вокально-интонационные,
дыхательные
упражнения,
музыкально-
дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на детских
музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка,
художественное слово).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей
программы:
открытое
занятие,
выступления
на
праздничных мероприятиях в детском саду, на городских фестивалях и
праздниках.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы – развитие индивидуальных
вокальных способностей детей, раскрытие творческого потенциала через
активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи общеразвивающей программы.
Обучающие:
- познакомить детей с музыкальной терминологией, научить определять и
различать высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки,
мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое исполнение;
- познакомить детей с видами музыкальных инструментов;
- научить детей выразительному исполнению песни, аккомпанировании на
музыкальных инструментах.
Развивающие:
-развивать у детей певческие навыки: речевое и певческое дыхание,
правильную артикуляцию, интонирование;
-развивать у детей навыки актерского исполнения.
Воспитательные:
7
-воспитывать у детей интерес к пению, прививать уважение к музыкальной
культуре;
-воспитывать у детей волю и целеустремленность.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
Название раздела,
п/п
темы
1. Беседы о музыке,
слушание музыки.
2. Знакомство с
музыкальной
терминологией.
3. Вокальные
упражнения, игры на
развитие слуха и
голоса.
4. Работа над
репертуаром. Развитие
исполнительских
навыков.
5. Игра на музыкальных
инструментах.
Всего
Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
Формы
контроля
-
4
2
2
-
6
1
5
Наблюдение,
взаимоконтроль
(детей)
16
4
12
Открытое
занятие
8
2
6
Наблюдение,
взаимоконтроль
(детей)
36
10
26
Содержание учебного (тематического) плана
1. Беседы о музыке, слушание музыки.
Теория. Понятия «вокальная», «инструментальная» музыка. Выразительные
средства передачи музыки.
Практика. Слушание музыки в записи и в исполнении педагогом.
2. Знакомство с музыкальной терминологией.
Теория. Понятия: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер
музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое
исполнение.
8
Практика. Прослушивание произведений. Упражнения в определении
высоких и низких звуков, скорости звучания музыки.
Характеристика
услышанного произведения.
3. Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса.
Теория. Закрепление понятий: высокие и низкие звуки, движение мелодии,
характер музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп.
Практика.
- Музыкально-дидактические игры. «Эхо», «Качели», «Лесенка», «Часы»,
«Солнышко и дождик», «Птица и птенчики» (упражнять детей в исполнении
звуков разных по высоте, умении удерживать интонацию на одном звуке,
пропевать интервалы), «Сколько нас поёт?» (развивать гармонический слух),
«Спи, мой мишка» (дать характеристику песни).
- Артикуляционная гимнастика.
- Распевки и упражнения. «Разминка», «Хлоп, раз!» (развивать чувство
ритма, умение быстро реагировать на смену музыкальных частей,
сопровождать пение соответствующими тексту движениями).
- «Лучшие попевки и песенки» Е.В.Горбиной (учить детей исполнять
несложные песенки).
4. Работа над репертуаром. Развитие исполнительских навыков.
Теория. Закрепление знаний о правилах исполнения песни (чистое
интонирование мелодии, точное исполнение ритмического рисунка песни,
дикция в исполнении песни).
Практика. Развитие у детей умения чисто интонировать мелодию,
удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке, точно интонировать
интервалы от секунды до сексты, упражнять в точной передаче ритмического
рисунка
мелодии.
Учить
детей
исполнять
песни
эмоционально
в
соответствующем характере, петь легким звуком, не утяжелять музыкальные
фразы в заданном темпе.
5. Игра на музыкальных инструментах.
Теория. Виды музыкальных инструментов.
9
Практика. Учить детей при пении аккомпанировать себе на различных
музыкальных инструментах (ложки, бубен, барабан, треугольник, ксилофон).
Музыкальный репертуар (примерный):
- Русская народная песня в обр. Т.Попатенко «Лиса по лесу ходила».
- Арутюнова А. «Осень».
- Герчик В. «Хорошо у нас в саду».
- Львов-Компанейц Д. «Дождик обиделся».
- Герчик В. «Идет весна».
- Русская народная песня «На горе-то калина».
- Попатенко Т. «Скворушка прощается».
- Русская народная песня «Как пошли наши подружки» в обр.М.Иорданского.
- Ефимова Ю. «Вальс игрушек».
- Долуханян А. «Большие крылья».
- Жилинский А. «Детская полька».
- Стоянов А. «Снежинки».
- Чайковский П.И. «Старинная французская песенка».
- Григ Э. «В пещере горного короля».
- Филипенко А. «Новогодняя».
- Штерн А. «В просторном светлом зале».
- Пуни Ц. «Марш» из балета «Конек-горбунок».
- Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
- Польская народная песня «Два кота».
- Шварц Л. «Кто скорее?».
- Русская народная песня «Как на тоненький ледок».
- Парцхаладзе М. «Мамина песенка».
- Соснин С. «Солнечная капель».
- Струве Г. «Моя Россия».
- Фрид Г. «Флейта и контрабас».
- Волкова В. «Болтунья».
- Любарский Н. «Дождик».
10
- Русская народная мелодия «Василек».
- Сорокин В. «Марш Парад».
- Петрова Н. «Песенка о светофоре».
- Русские народные мелодии: «Плетень», «Гори, гори, ясно», «Пойду ль я,
выйду ль я».
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты. Дети приобрели начальные навыки
актерского выступления (умение передавать в пении музыкальный образ,
используя для этого как певческие навыки -
средства музыкальной
выразительности, так и жесты, мимику).
Личностные результаты. Дети проявляют интерес к пению, увлеченно
слушают музыку, определяют
содержание музыкального произведения,
проявляют активность в песенном творчестве. Дети демонстрируют
стремление к достижению поставленной цели.
Предметные результаты. Дети имеют первичные представления в
области музыкальной терминологии, умеют определять и различать высокие
и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, мажорный и минорный
лад, паузу, темп, сольное и хоровое исполнение. У детей сформированы
первичные представления о видах музыкальных инструментов. Дети умеют
выразительно
исполнять
песни,
аккомпанировать
на
музыкальных
инструментах.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в музыкальном зале.
Перечень необходимого оборудования и инвентаря
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование
Фортепиано
Музыкальный центр
Фонограммы песен
Количество
1
1
В соответствии с
11
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
содержанием
программы
15
1
1
15
15
30
15
15
Стул детский
Стул взрослый
Мольберт с магнитами и маркером
Барабан
Бубен
Ложки
Ксилофон
Треугольник
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагога. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного
детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу
работы
(Единый
квалификационный
справочник
должностей
руководителей, специалистов и других служащих, утвержден Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н).
Методические материалы
Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать,
слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо
соблюдение следующих условий:
-игровой характер занятий и упражнений;
-доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома;
-активная концертная деятельность детей.
Методы и приемы, используемые при реализации программы
Игровой метод:
-игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
12
-игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
-театральные, мимические этюды;
-игры: музыкальные, на развитие песенного творчества;
-музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.
Словесный метод:
-беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками,
эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных
произведений;
-скороговорки на развитие дикции;
-творческие игры со словом.
Наглядный метод:
-наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен,
попевок педагогом);
-наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкальнодидактическим играм).
Практический метод:
-песни-миниатюры;
-упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции,
дыхания, артикуляции;
-песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для
развития песенного творчества).
Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового
восприятия и вокально-слуховых представлений:
-слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью
последующего анализа услышанного;
-сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
-использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и развития чувства ритма;
-повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять
высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
-моделирование высоты звука движениями руки.
13
Методические приемы обучения детей пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ педагога,
разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый
раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений
делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность
детей,
развивают
сообразительность,
а
также
закрепляют
знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.
4. Приемы работы над отдельным произведением: пение песни с
полузакрытым ртом; пение песни на определенный слог; проговаривание
согласных в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни;
выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
5. Настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук); остановка
на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования; анализ
направления мелодии; использование элементов дирижирования; пение без
сопровождения; зрительная, моторная наглядность.
6. Словесная оценка педагогом качества детского исполнения песни в
зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей детей.
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
вводная часть, основная часть, заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут): Музыкальное приветствие, коммуникативные игры для
создания положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть (15-20 минут):
- распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового
аппарата
детей
упражнения,
к
разучиванию
и
исполнению
вокальных
формирующие правильную певческую
произведений:
установку и дыхание
(правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя);
- дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);
- упражнения, формирующие правильное звукообразование;
14
- упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения мелодии,
понятие высоты звука);
- упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения
опираться на устойчивые ступени лада);
- вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками
певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при
произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);
- попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
- упражнения для работы над динамикой (спокойное, некрикливое пение);
- упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с
ритмоформулами
и
ритмослогами,
узнавание
попевок
по
графическому
изображению).
- работа над песней, которая включает один из этапов.
Этапы работы над песней
1 этап
Разучивание песни. Знакомство с песней в исполнении педагога,
слушание, восприятие, беседа о характере, образном содержании,
элементах выразительности; разучивание песни (отдельных фраз и
мелодий в удобной тесситуре, сначала без сопровождения, потом с
сопровождением).
2 этап
Закрепление текста, проговаривание текста в ритме песни негромко или
шепотом; беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с
опорой на внешнее звучание; пение «эхом» (педагог поет фразу, дети
повторяют); игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке).
3 этап
Работа
над
качеством
интонационного,
исполнения
ритмического,
(достижение
динамического,
ансамбля
–
тембрового,
дикционного и др.). Пропевание наиболее сложных фрагментов со
словами или вокализацией для уточнения интонации; моделирование
высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном
фрагменте; метод мысленного пения, активизирующий слуховое
внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового
эталона
подражания;
использование
детских
музыкальных
инструментов для активизации слухового внимания и достижения
15
ритмического ансамбля; пение с ритмическим аккомпанементом с
целью создания единого темпового ансамбля; задержка на одном звуке
по дирижерскому показу, выполняемому педагогом, для достижения
тембрового и интонационного единства. Пение по фразам вслух и про
себя для понимания структуры песни.
4 этап
Закрепление
песни
звуковедения,
(вариативное
динамики,
повторение
тембра,
за
счет
способа
вокализируемого
слога,
эмоциональной выразительности). Пение по подгруппам, по рядам, по
показу педагога; игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух);
игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки
(поет ребенок, у которого игрушка); игра «Волшебная палочка» (поет
ребенок, которого коснется «волшебная палочка»); пение с жестовым
сопровождением; инсценирование песен; пение от лица разных
персонажей.
5 этап
Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным
исполнением песни). Пение с движениями, которые дополняют
песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся;
пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в
соответствующем характере, темпе, динамике; пение с ритмическим
аккомпанементом
с
использованием
детских
музыкальных
инструментов; подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары,
декорации).
3. Заключительная часть (5 минут). Подведение итога занятия. Музыкальная
игра. Прощание.
Перечень дидактических пособий
№
Наименование, автор
п/п
1. Емельянова Э. Расскажите детям
Издательство, год
издания
о Издательство
музыкальных инструментах. Наглядно- «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,
дидактическое пособие.
2010г.
16
2.
Конкевич
С.В.
Путешествие
в Издательство «ДЕТСТВО-
удивительный мир музыки. Наглядное ПРЕСС», 2016г.
пособие.
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить
особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования
мелодии; и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в
ту или иную тембровую подгруппу.
В
процессе
реализации
общеразвивающей
программы
ведется
мониторинг развития вокальных способностей детей. Педагогическая
диагностика проводится два раза в год (в начале обучения и по завершении
обучения).
Диагностическая методика составлена на основе методик Н.А.
Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В.
Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П.Радыновой (развитие
музыкально-слуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития
дыхания),
а
также
рекомендаций
по
развитию
детского
голоса,
предложенных Т.М.Орловой и С.И.Бекиной. Она заключается в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса
в речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для
этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может
побеседовать с ним.
2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без
музыкального
сопровождения.
Педагог
подхватывает
тональность
и
поддерживает пение ребенка аккордами (для определения природного
регистра детского голоса).
3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по
полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего
диапазона голоса).
17
Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям
и заносятся в таблицу.
Диагностика развития певческих навыков детей
Фамилия,
имя
ребенка
Певческий
диапазон
Сила
звука
Особенности
тембра
Точность
интонирования
Звуковысотный
слух
Уровень
В - Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
С - Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
Н - Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
Критерии диагностики уровня развития певческих навыков
Критерии
Показатели
Особеннос- Сила звука
ти голоса
Уровень
Низкий
Голос слабый
Особенности
тембра
В голосе слышен
хрип или сип.
Голос тусклый,
невыразительный
Певческий
диапазон
Диапазон в
пределах 2-3
звуков
Развитие
Музыкальнозвуковысот слуховые
-ного слуха представления
Пение знакомой
мелодии с
поддержкой
голоса педагога.
Неумение пропеть
незнакомую
попевку с
сопровождением
после
многократного ее
повторения
Средний
Голос не очень
сильный, но
ребенок может
петь
непродолжительн
ое время
достаточно
громко
Нет ярко
выраженного
тембра. Но
старается петь
выразительно.
Диапазон в
пределах
возрастной
нормы (ре-си)
Пение знакомой
мелодии с
сопровождением
при
незначительной
поддержке
педагога. Пение
малознакомой
попевки с
сопровождением
после 3-4
прослушиваний.
Высокий
Голос сильный
Голос звонкий,
яркий
Широкий диапазон
по сравнению с
нормой
Пение знакомой
мелодии с
сопровождением
самостоятельно.
Пение
малознакомой
попевки с
сопровождением
после 1-2
прослушиваний
18
Точность
интонирования
Звуковысотный слух
Интонирование
мелодии голосом
как таковое
отсутствует
вообще и ребенок
воспроизводит
только слова песни
в ее ритме или
интонирует 1-2
звука.
Не различает
звуки по высоте.
Ребенок
интонирует
общее
направление
движения
мелодии.
Возможно чистое
интонирование 23 звуков.
Чистое пение
отдельных
фрагментов
мелодии на фоне
общего
направления
движения мелодии.
Различение
звуков по высоте
в пределах
октавы и
септимы.
Различение звуков
по высоте в
пределах секты и
квинты
Низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3
балла.
При определении общего уровня развития и овладения вокальнохоровыми навыками все баллы суммируются и определяется уровень: 14-22
– низкий уровень; 23-33 – средний уровень; 22-44 – высокий уровень.
Результаты реализации программы представляются в разных формах:
открытое занятие, музыкальный праздник, концертная программа.
3. Список литературы
Перечень литературы, необходимой педагогу для успешной реализации
общеразвивающей программы
1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Скрипторий, 2017.
2. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению». «СПб.: ООО
«Печатное Агентство «Феникс», 2016г.
3. Костина Э.П. «Музыкально – дидактические игры», Ростов – на – Дону
«Феникс», 2010г.
4. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей
раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2006г.
Ссылки на интернет-источники для педагога
https://nikitenko-cdtvl.edumsko.ru/folders
https://blog.art-fa.ru/detskoe-vokalnoe-penie/
19
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)