РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка
Программа профессионального развития педагогов муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию
детей (далее – Программа) является документом, который направлен на создание условий
для личностного развития педагогов, повышения квалификационного уровня, уровня
профессиональной компетенции и творческой инициативы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-Ф3.
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г.
№ 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»
4.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №
544н от 18.10.2013 г. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность
в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)».
5.Устав МАДОУ №5.
Цель и задачи Программы
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие
профессионально-подготовленных педагогических кадров. Введение ФГОС ДО,
профессионального стандарта педагога предъявляет особые требования к системе
развития кадрового потенциала в МАДОУ №5. Профессиональная деятельность педагога
требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося
опыта, повышения уровня своей компетенции.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется
как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок,
позволяющих ему справляться с заданной программой и возникающими в психологопедагогическом процессе дошкольной образовательной организации, ситуациями,
разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому
воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Актуальность программы профессионального развития педагогов (далее
Программа) направлена на удовлетворение профессиональных потребностей педагога и
обеспечение условий для его включения в творческий процесс.
Цель: создание условий для обеспечения непрерывного профессионального
развития педагогов и формирования творчески работающего педагогического
коллектива.
Задачи:
-создать систему непрерывного профессионального развития педагогических кадров
через использование активных форм методической работы;
-способствовать формированию основных профессиональных компетенций педагогов для
эффективного применения образовательных технологий;
-обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов, основываясь на их
потребности и выявленные проблемы;
2
-совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать, обобщать и
транслировать результаты собственной деятельности;
-способствовать росту педагогического мастерства, развитию инициативы и творческого
потенциала педагогического коллектива в целом.
Условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы профессионального развития педагогов
необходимо создать условия:
-персонифицированный
подход
к
каждому
педагогу
(выстраивание
индивидуального образовательного маршрута для педагога с учетом его потребностей,
возможностей, профессиональных интересов, уровня квалификации);
-формирование внутренней и внешней мотивации (мотивом может служить
признание, уважение среди педагогического и родительского сообщества);
-создание комфортной, творческой среды (обеспечение педагогов материальнотехнической базой);
-практико-ориентированное взаимодействие с коллегами (участие в работе
городских методических объединений, профессиональных конкурсах, наставничество).
Принципы реализации Программы
-принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников
(ФГОС ДО п.3.2.6.);
-принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных особенностей
при сохранении общих требований в рамках Профессионального стандарта педагога и
ФГОС ДО;
-принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и
потенциальных партнёров в образовательном пространстве детского сада, города,
консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта
взаимодействия);
-принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних
источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в
изменившейся ситуации);
-принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовка,
практика, самообразование, профессиональное общение);
-принцип поддержки инициативы и творчества (инициативность педагогов –
необходимый
источник
саморазвития
всей
образовательной
системы
и
профессионального роста самого педагога, особенно если он направлен на развитие
педагогического творчества);
-принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной
деятельности педагогов.
Пути реализации Программы
Участниками реализации Программы являются администрация и педагогический
коллектив МАДОУ №5.
Пути реализации Программы:
1.Разработка системного подхода к организации непрерывного образования и
повышения профессиональной компетентности педагогических кадров ДОО:
-применение интерактивных методов (деловые игры, мозговой штурм и др);
-создание внутренней системы повышения квалификации (теоретические
семинары, деловые игры, практикумы и т. д.).
2.Повышение мотивации педагогов для активного внедрения инновационных
технологий и участия в конкурсном движении:
-промежуточная
диагностика
уровня
инновационного
потенциала
3
педагогического коллектива;
-проведение методических конкурсов;
-совершенствование системы методической работы;
-совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном
режиме;
-активное участие педагогов в методической работе на уровне образовательной
организации, муниципальном уровне: работа в составе творческих групп, участие в
работе муниципальных методических объединений;
-активизация творческого потенциала педагогов по обобщению педагогического
опыта и его трансляции.
3.Формирование образа успешного педагога через формирование и ведение
портфолио:
-разработка педагогами авторских программ, проектов;
-активное участие педагогов в методической работе на уровне ДОО,города;
-обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
-ведение персональных сайтов;
-наставничество;
-ведение и своевременное пополнение портфолио.
4.Привлечение молодых специалистов в ДОО:
-анализ кадровой ситуации, прогнозирование потребности в педагогических кадрах
на последующие учебные годы;
-привлечение в систему образования молодых кадров, обеспечение методического
сопровождения;
-обобщение и трансляция передового педагогического опыта;
-профессиональные смотры - конкурсы;
-разработка плана организации повышения квалификации педагогов;
-обучение педагогов современным технологиям взаимодействия с взрослыми и
детьми (технологии проектирования, информационные технологии и т.д.);
-оформление результатов деятельности;
-определение перспектив развития профессиональной компетентности педагога.
Планируемые результаты
1.Создание благоприятных условий для:
-профессионального роста и эффективного использования кадрового потенциала;
-мотивации к качественному педагогическому труду;
-увеличения доли педагогов, реализующих инновационные педагогические
технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах
разного уровня;
-повышение социального статуса воспитателя.
2.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в
ДОО.
3.Внедрение современных технологий в образовательный процесс: создание
персональных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном
уровне, разработка методических пособий и авторских программ.
4.Создание современной, гибкой системы повышения квалификации педагогов
ДОО.
5.Аттестация педагогических работников с целью повышения уровня
квалификации педагогов.
4
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Содержание
Средства
Планируемый результат
Диагностический этап. Стимулирование мотивации педагогов, развитие адекватного
представления о собственной деятельности
Анализ уровня
Комплексная оценка
Выявление имеющихся
профессиональной деятельности качества профессиональной проблем, определение
педагогов.
деятельности педагогов,
профессиональных
Подбор, разработка
предусматривающая:
дефицитов.
диагностических карт
-соответствующие методы, Повышение качества
профессионального мастерства,
этапы оценки;
профессиональной
определение профессиональных -характер их связей между
деятельности педагогов.
дефицитов, потребностей в
собой и со всей
обучении. Разработка
деятельностью;
индивидуальных планов
-комплекс корректирующих
личностного развития педагога.
действий и мероприятий по
результатам оценки
качества профессиональной
деятельности педагогов.
Практический этап. Совершенствование теоретических знаний и практических навыков
педагогов, знакомство с новыми технологиями воспитания и образования дошкольников
Совершенствование
Самообразование, участие в Сформированность у
теоретических знаний и
мероприятиях разного
педагогов собственного
практических навыков педагогов уровня (муниципального,
аналитического подхода
посредством ознакомления с
регионального,
к практике воспитания и
современными
федерального).
обучения дошкольников.
образовательными
Изучение педагогической
Повышение
технологиями, методиками,
литературы.
методической
опытом коллег.
Изучение передового опыта активности педагогов,
Система дополнительного
других педагогов.
активизация в
образования педагогов.
трансляции
Работа по раскрытию перед
собственного опыта.
педагогами новых возможностей
Разработка
самореализации, повышающих
методических пособий,
ин ценность как
проектов.
профессионалов.
Результативный этап. Закрепление конкурентоспособности сотрудников ДОО в
педагогической общественности города, повышение имиджа ДОО
Объективная оценка уровня
Мониторинг качества
Осуществление
профессионализма педагогов,
образования,
рейтинговой системы
актуализация потенциальных
индивидуальные
оценки качества
возможностей и активизация
траектории развития
образовательной
внутренних резервов.
педагогов, педагогическая
деятельности как
Трансляция накопленного опыта, диагностика, анализ
инструмента развития и
интеграция результатов в
документации, опрос,
саморазвития педагогов.
деятельность.
анкетирование.
5
План мероприятий по реализации Программы
Ответственный
Содержание
Сроки
Диагностический этап. Мониторинг актуального состояния кадровой обстановки
Статистические данные состояния кадровой обстановки: Ежегодно Заведующий
распределение педагогического персонала по уровню (январь,
Старший
образования, по квалификации, по педагогическому стажу август)
воспитатель
работы.
Практический этап. Индивидуальный план по развитию педагогов
Перспективный план повышения квалификации педагогов Ежегодно Заведующий
(повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года)
(август)
Старший
воспитатель
План-график по самообразованию педагогов:
Ежегодно Старший
-помощь педагогу в выборе темы самообразования;
воспитатель
-сопровождение педагогов по теме самообразования;
-представление
результатов
работы
по
теме
самообразования.
План-график аттестации педагогических работников:
Ежегодно Старший
-информационное сопровождение процедуры аттестации;
воспитатель
-индивидуальная программа профессионального роста
педагогов;
-Портфолио педагога.
Предоставление информационных ресурсов в сфере Ежегодно Старший
профессионального образования:
воспитатель
-подписка ДОО на журналы;
-доступ к интернет-ресурсам, медиатекам.
Профессиональный рост педагогов:
Ежегодно Старший
-циклограмма активности педагогов (профессиональные
воспитатель
конкурсы, инновационная деятельность);
-обобщение педагогического опыта через участие в
профессиональных мероприятиях разного уровня;
-организация участия педагогов в мероприятиях разного
уровня (муниципального, регионального, федерального),
направленных на повышение уровня профессионального
роста педагогов.
Организация системы наставничества для сопровождения
Ежегодно Старший
педагогов
воспитатель
Результативный этап. Оценка уровня профессионализма педагогов
Статистические данные состояния кадровой обстановки:
Ежегодно Заведующий
-анализ педагогического персонала по уровню образования, (декабрь, Старший
по квалификации, по педагогическому стажу работы;
май)
воспитатель
-анализ активности педагогов;
-мониторинг уровня профессиональной компетентности
педагогов.
Составление плана деятельности педагогического коллектива
по дальнейшему развитию профессионального потенциала
педагогов.
6
Стимулы профессионального развития педагога
Мотивы к деятельности
педагога
Мотив
самостоятельности,
личного развития,
реализация себя в
педагогической
деятельности
Мотив самоутверждения,
достижениясоциального
успеха
Мотив состязательности
Вознаграждения, которые могут быть использованы
для профессионального развития
- открытие собственного мастер-класса для
педагогического сообщества разного уровня;
- повышение самостоятельности, возможность работать по
интересующей программе;
- содействие в разработке и утверждении собственной
авторской программы, разработок и их распространение
на разных уровнях.
- направление на конференции, семинары региональные и
российские;
- содействие в обобщении опыта, подготовке собственных
публикаций;
- успешное прохождение аттестации для повышения уровня
квалификации;
- включение в состав различных органов, решающих
проблемы жизни ДОО.
- присвоение звания победителя дошкольного конкурса
профессионального мастерства, вручение переходящего
вымпела;
- содействие в выдвижении на региональный,
всероссийский профессиональный конкурс(воспитатель
года, педагогический дебют и т.д.).
Методические формы повышения квалификации педагогов
-
Коллективные
Методический семинар
Открытое занятие
Педагогический совет
Выставка методической
литературы
Деловая игра
Конкурс
профессионального
мастерства
Групповые
- Дискуссия
- Круглый стол
- Творческая группа
- Взаимопосещения
педагогами открытых
занятий
- Мастер-класс
- Участие в проектных
группах
-
Индивидуальные
Собеседование
Самоанализ
Консультация
Самообразование
Курсовая переподготовка
Авторская работа
Тренинг
Наставничество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа профессионального развития педагогов МАДОУ №5
обеспечит стабильную работу педагогического коллектива, полноценное,
всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение
воспитанниками программного материала в соответствии с возрастными и
индивидуальными
особенностями,
повышение
эффективности
образовательного процесса ДОО.
7
Приложение 1
Мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в МАДОУ №5
Педагогический состав
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Количество
человек
Должность
Старший воспитатель
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Педагог-психолог
Распределение педагогического персонала по уровню образования
Учебный год
Численный состав
Образование
Среднее профессиональное
Высшее
Распределение педагогического персонала по квалификации
Учебный год
Численный состав
ВКК
1КК
СЗД
Нет КК
Распределение педагогического персонала по педагогическому стажу
Учебный год
До 5 лет
5-10 лет
11-15 лет
16-30
Свыше 30 лет
Распределение педагогического персонала по возрасту
Учебный
год
Моложе
25-29
25 лет
30-34
35-39
40-44
45-49
50-54
55-59
60-64
65 и
более
Перспективный план повышения квалификации педагогических работников
№
п/п
№
п/п
Ф.И.О.
педагога
Должность
Дата ПК по профилю
педагогической деятельности
Планируемая
дата ПК
План-график повышения квалификации педагогических работников
на _________учебный год
Планируемая (примерная) образовательная
Ф.И.О.педагога Должность
программа, кол-во часов
8
Перспективный план аттестации педагогических работников
№
п/п
Ф.И.О.
педагога
Должность
Имеющаяся КК,
срок ее действия
Предполагаемая
аттестация
Дата
КК
Установление КК
(№,дата приказа)
План-график аттестации педагогических работников
№ Ф.И.О.
Должность
п/п педагога
Стаж
работы в
ДОО
Дата
назначения
на
должность
Планируемая
аттестация
Имеющаяся
КК, дата
окончания
КК
Дата
План-график по самообразованию педагогов
№
п/п
Ф.И.О.
педагога
Должность
Тема
самообразования
Период
Форма отчета по
самообразованию
Циклограмма (примерная) активности педагогов
№
п/п
Ф.И.О.
педагога
Должность
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
*Профессиональные конкурсы (внутри детского сада)
*Профессиональные конкурсы (Муниципальный уровень)
*Профессиональные конкурсы (Региональный уровень)
*Профессиональные конкурсы (Всероссийский уровень)
*Мероприятия (внутри детского сада)
*Мероприятия (Муниципальный уровень)
*Мероприятия (Региональный уровень)
*Мероприятия (Всероссийский уровень)
*Публикации
*Инновационная деятельность
*-Обозначения возможны в разном формате (цвет, значок, форма и т.д.)
Приложение 2
Самообразование
Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального
опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым
результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. На
основании накопленных материалов педагогом проводится анализ педагогической
деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее
поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки программы
самообразования на следующий год.
Систематическая работа по самообразованию позволяет сформировать
обобщенную характеристику деятельности педагога, позволяет представлять опыт работы
педагогическому сообществу, использовать результаты деятельности при аттестации.
9
Направления методической деятельности по самообразованию педагогов:
-помощь педагогу в выборе темы; сопровождение педагога по теме
самообразования;
-рекомендации по теме;
-представление результатов работы (заседание педсовета, муниципальное
методическое объединение, интернет - ресурсы и др.).
План работы педагога по самообразованию:
1.Выбор темы, ее теоретическое изучение, изучение имеющего опыта работы педагогов.
2.Сроки реализации.
3.Применение полученных теоретических знаний на практике.
4.Представление опыта работы: открытые занятия, мастер-классы и т.д.
5.Оформление наработанных материалов по теме самообразования.
Индивидуальный план самообразования
План
Реализация
Тема самообразования
Цели и задачи по теме самообразования
Изучаемая литература
Изучение передового опыта
Образовательные ресурсы сети Интернет
Курсы повышения квалификации
Аттестация
Выступления (форма, место, сроки)
Индивидуальная программа профессионального роста педагогов
Направление
Содержание
Планируемый
результат
Изучение психолого-педагогической литературы
Обучение на курсах повышения квалификации
Разработка программно-методического
обеспечения образовательного процесса
Освоение педагогических технологий;
выстраивание собственной методической
системы (отбор содержания, методов, форм,
средств обучения)
Выбор критериев и показателей результата
образования, подбор/разработка
диагностического инструментария
Участие в методической работе детского сада, в
реализации программы развития ДОО
Участие в работе творческих групп
Обобщение собственного опыта педагогической
деятельности (выступления с докладами, мастерклассы, публикации)
10
Портфолио педагога
Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития педагога
может служить портфолио, которое педагог формирует в течение межаттестационного
периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель (в бумажном или электронном
формате), целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня
профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 5 лет.
Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма
педагога. Позволяют педагогу провести анализ своего профессионального роста,
обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать
собственную деятельность. Основными принципами портфолио являются системность,
достоверность и объективность представленных материалов.
Структура портфолио
Титульный лист: наименование ДОО, Ф.И.О. педагога, должность.
Общие сведения:
-образование;
-общий стаж работы, педагогический стаж, стаж работы в данной образовательной
организации, стаж работы в должности;
-квалификационная категория, срок ее действия;
-сведения о дополнительном профессиональном образовании;
-сведения о награждениях, поощрениях (грамоты).
Участие в вебинарах, онлайн-семинарах, конференциях, форумах, образовательных
курсах.
-Участие в методической работе (внутри детского сада, на муниципальном уровне).
-Трансляция опыта практических результатов своей профессиональной
деятельности, в том числе инновационной.
-Личное участие в профессиональных конкурсах, смотрах-конкурсах, акциях,
онлайн-тестированиях, олимпиадах разного уровня (сертификаты, подтверждающие
участие).
-Участие в конкурсах, смотрах с воспитанниками (сертификаты, подтверждающие
участие).
-Деятельность в качестве эксперта, члена жюри.
-Общественная деятельность.
Портфолио педагогов в бумажном формате хранятся в методическом кабинете,
педагоги в течение учебного года их пополняют, в конце учебного года фиксируют и
анализируют результаты. Результаты деятельности обсуждаются старшим воспитателем
индивидуально с каждым педагогом. Совместно определяется маршрут развития на
следующий учебный год с учетом достижений, потребностей педагога.
11