Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
(МАДОУ №5)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от « 31» августа 2023г.
( A? *
5*л о
/ у .-ДвВВВУ
3
/
\*
V i
Щ
УТВЕРЖДАЮ
рщий МАДОУ № 5
f/L__ Г.В.Андреева
р 1» августа 2023г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки индивидуального развития детей
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №5
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно
речевому развитию детей (далее - Положение) разработано в соответствии с нормативными
правовыми документами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012г. №273
«Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО).
1.2. Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей
в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, принципы, показатели, критерии,
способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в
МАДОУ №5, а также хранения информации об этих результатах.
1.3. Действие
настоящего
Положения
распространяется
на
участников
образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации
образовательных отношений дошкольной образовательной организации и родителей (законных
представителей) воспитанников.
1.4. Реализация образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №5
(далее - ОП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в
т.ч. оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими
работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе
дальнейшего планирования образовательной деятельности. Внутренняя система оценки
качества образования исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в
контексте оценки работы дошкольной образовательной организации.
1.5. Система оценки индивидуального развития детей представляет собой
совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных
инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей,
образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации образовательной
программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов
основных пользователей результатов системы оценки качества образования в МАДОУ №5.
1.6. В условиях МАДОУ №5 оценка индивидуального развития детей осуществляется во
всех возрастных группах по следующим направлениям развития детей (в соответствии с ФГОС
ДО):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.7 Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных
задач:
- индивидуальной работы по образованию каждого ребенка;
- оптимизации работы с группой детей.
1.8. Положение определяет права, обязанности и ответственность участников
образовательных отношений в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития
детей.
1.9. Настоящее Положение, все дополнения и изменения к нему рассматриваются и
принимаются педагогическим советом МАДОУ №5, утверждаются приказом заведующего
МАДОУ №5.
1.10. Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
2. Цели, задачи и принципы
оценки индивидуального развития детей
2.1. Оценка
индивидуального
развития
детей, динамики их развития и
образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе
наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения
обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в дошкольной образовательной организации.
2.2. Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО может
осуществляться в двух формах диагностики - педагогической и психологической.
2.3. Цель психологической диагностики - выявление и изучение индивидуально
психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и
проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
Психологическая диагностика развития детей проводится в случаях, когда, несмотря на
педагогическую поддержку ребенка и выстраивание его образовательной траектории, педагогу
не удается достичь оптимальных результатов, либо когда у ребенка наблюдаются определенные
поведенческие отклонения, которые не удается скорректировать в ходе повседневной
педагогической работы с группой.
Психологическая диагностика проводится квалифицированным специалистом
(педагогом-психологом).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
2.4. Цель педагогической диагностики - оценка эффективности педагогических действий
для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Такая оценка
проводится педагогическими работниками.
Задача педагогической диагностики - получить наиболее полную информацию об
индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны
рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика:
-позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
-учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
-позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного
разделения на разные возрастные этапы, при этом учитывает возрастные закономерности
развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
-учитывает представленные в ФГОС ДО целевые ориентиры, но не использует их в качестве
основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный
инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических
действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.
2.5. Результаты проведения педагогической диагностики могут использоваться для
решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его
образовательной траектории);
- оптимизации работы с группой детей.
Оценка индивидуального развития детей:
- поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
2
- учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
2.6. Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются
следующие.
Принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении
ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной
картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования.
Принцип объективности, означающий стремление к максимальной непредвзятости в
процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных
субъективных оценочных суждений.
Принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону
ближайшего развития» ребенка.
Принцип компетентности, который означает принятие педагогом решений только по тем
вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам
диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести вред ребенку. Этот принцип
раскрывается в правилах: сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
доступность для педагога диагностических процедур и методов; корректное использование
диагностических сведений (разумная конфиденциальность результатов диагностики).
3. Организация проведения оценки индивидуального развития детей
3.1. Периодичность проведения педагогической диагностики: на начальном этапе
освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в
дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его
возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на
начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение
результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику
развития ребенка.
3.2. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом
в производной форме на основе малоформализованных диагностических методов:
наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков,
работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных
диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные
методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического развития.
3.3. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они
выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за
поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах,
в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях).
В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных
качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и
неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления
каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота
проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и
ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности
ребенка в деятельности и взаимодействии.
3.4. Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог
выбирает самостоятельно. Формой фиксации результатов наблюдения является карта развития
ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели возрастного развития
ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и
проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также
з
скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей
развития ребенка и его потребностей.
3.5. Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной
форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
3.6. Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке,
построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики
существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей
(изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью).
3.7. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую
активную
творческую
деятельность обучающихся,
составляет
индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной программы, осознанно и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.
3.8. Педагогическая диагностика одинакова для обязательной части образовательной
программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
4. Ответственность
4.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки
индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет старший воспитатель
МАДОУ №5.
4.2. Педагогические работники,
осуществляющие образовательную деятельность
воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и результатах
образования каждого ребенка.
«
4
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)